DmitryScherbinin
|
| администратор
|
Сообщение: 1449
Награды:
|
|
Отправлено: 02.12.10 12:28. Заголовок: Следующий рассказ Ви..
Следующий рассказ Вилемины я размещаю здесь по её просьбе: "Мне удалось найти и посмотреть первоначальный вариант герасимовского фильма Молодая гвардия (1948 г.).Он хранится в Пражском киноархиве в том виде, в котором был в прокате в чехословацких кинотеатрах в 1948-1953 гг. Попробую описать, чем он отличается от того варианта, который можно сейчас посмотреть в интернете или на дисках. На первый взгляд разница между первоначальным и окончательным вариантами не столь значительна: вырезаны отдельные фразы у разных персонажей, совершенно уничтожена линия Стаховича. В сцене концерта в клубе он называется Почепцовым. Однако это вмешательство в готовое произведение разрушает его художественную выразительность. Только посмотрев полную версию можно понять, насколько фильм пострадал от этой переделки как художественное произведение. Ведь в первом варианте Стахович является важным действующим лицом картины, на него обращено внимание в 3 больших и ключевых для равития сюжета сценах (заседание штаба, допрос, казнь). Стахович как действующее лицо кроме того интересен и тем, что в сравнении с другими персонажами, его характер раскрывается постепенно, в контрастах, развивается. Его характер многогранее, чем характеры других - даже главных - героев. Стахович - и надо сказать, что во многом благодаря удачному актерскому исполнению - не предатель из плаката, где всё ясно с самого начала. Не однозначен, не предопределен, к предательству - и это для произведения важно - идет постепенно. Впервые Стахович упоминается в сцене встречи Любы с Проценко в Ворошиловграде, в квартире сапожника. Люба перечисляет членов Молодой гвардии и когда произносит фамилию Стаховича, Проценко рассказывает про поведение его в партизанском отряде и предупреждает, что "он мог побывать в немецких руках" и надо с ним быть осторожным. Следующая сцена - заседание штаба. От Стаховича требуют обяснить как и почему он убежал из отряда. Сцена, конечно, очень драматичная, но драматизм ее скорее внутренний, нет внешнего "взрыва эмоций", опасность которого явно существовала. Стахович начинает свой рассказ просто и спокойно, не чувствуя за собой вины все подробно обясняет, уверен, что его поймут, ведь "каждый бы так поступил". Он искренне удивлен, что с ним не соглашаются и только постепенно начинает понимать, в чем его упрекают. Понимает, что не поступил так, как надо, но свое поведение трусостью не считает. Ведь он пришел, "чтобы бороться". Ему скорее жаль, что потерял доверие друзей, жаль самого себя. Он вроде понимает, что не могут его оставить в штабе, но скорее всего не понял суть своего поступка. Потому характерны слова Нины Иванцовой, встретившей уходящего Стаховича : "Женя так плакал!" В следующий раз мы встречаем Стаховича в сцене концерта в клубе. Эпизод важен потому - несмотря на то, что Стахович тут не в центре внимания - что в нем дополняется характеристика персонажа новыми чертами. Таким мы Стаховича еще не видели! Он вдруг чувствует себя главным, управляет, делает замечания, считает себя руководителем, играет в него. ( Вспомните только его "профессионалные интонации конферансье"! В остальных сценах он говорит совсем другим тоном.) Но все таки он не однозначен! Искренне радуется вместе с остальными дерзкому поведению Туркенича, который явно высмеивает немецкую публику... Дальше - допрос. Стахович страшно расстроен, нервничает, переступает с ноги на ногу, заискивающе улыбается, дрожащими руками мнет снятую шапку, нервно выдергивая из нее волосинки. Но все еще пересиливает себя, старается держать себя в руках. Но хватит одного окрика, одного удара кулаком по столу... Его еще не бьют, только кричат на него, только угрожают. И парень начинает прямо таять на глазах, сознается в краже подарков. На него набрасываются, рывком сажают на стул, завязывают глаза, придерживают руки за спиной. Стахович вскакивает и вибрирующим голосом вопит "Не стреляйте!". Человек полностью сломан. И один из наблюдающим за ним немецких офицеров сухим голосом констатирует факт:"Этот нам еще многое расскажет!" Сцена казни развивается сначала так, как мы помним ее во 2-ом варианте. После призыва:"Кто комсомольцы - выходи!", молодогвардейцы постепенно становятся рядом с Олегом, перешедшим ближе к шурфу.Но в 1-ом варианте сцена продолжается. "Глаз камеры" возвращается к месту, откуда, вроде, все ушли. Оказывается, там еще остались двое - один парень (может Виктор Петров, я не успела рассмотреть) и истерзаный Стахович, дословно повисший у него на плечах. Парень вырывается и занимает место среди своих. Тогда Стахович поднимает опущеную голову и шатющейся походкой направляется к бывшим друзьям, всем существом прося у них прощения и выражая желание быть в эту последнюю минуту жизни вместе со всеми. Но первый ряд молодогвардейцев с презрением перед ним отступает на шаг : он своим предательством отделился от них, он и в смерти останется один. Тогда Стахович падает на землю у их ног и остается лежать неподвижно. Это, на мой взгляд, самая драматичная сцена в фильме. Эмоциональнее всего, что будеть следовать, "сильнее" последней речи Олега и Интернационала, который молодогвардейцы поют... Во 2-ой вариант фильма не попало и несколько других, менее важных для развития сюжета эпизодов, некоторые сцены былы сокращены. Например :совсем вырезан был эпизод "пикника в степи", когда Люба едет на машине с немемецкими офицерами в Ворошиловград. Там идет разговор о кофе, который будут офицеры пить в Сталинграде, куда они направляются. К этому разговору Люба возвращается в момент конфронтации арестованых членов штаба, напоминая с издевкой допрашивающим, что "кофе сейчас для немцев в Сталинграге уж очень горячий". В том же месте (конфронтация) вырезано начало речи Олега. Здесь она произносится точно по роману :" Я руководил Молодой гвардией один и один отвечаю..." Выпала из фильма тоже коротенькая, но яркая сцена в доме Осьмухиных, где пянные солдаты поют "Volga, Volga, russlands Fluss." Список членов организации, названых Стаховичем в 1-ом варианте отличается от "почепцовского". В нем молодогвардейцы, успевшие уйти из города. К фамилиям не ставят вилочки, а вопросительные знаки. К фамилии Олега еще и восклицательный знак. Чисто механически вырезаны все сцены, в которых любым способом поминается имя Сталина. В начале картины в кабинете Проценко - важно-ли то, что он говорит, или нет - во 2-ой вариант не попали те места, где Проценко, расхаживая по комнате, оказывается под висящим на стене портретом Сталина. Аналогично - когда после встречи с Любой в Ворошиловграде Проценко переходит в комнату, где собраны представители партизан. Здесь опущена довольно большая цитата из речи Сталина об оккупации Донбасса и о том, каким способом с ней нужно бороться. Надо сказать, что смотреть картину на большом киноэкране ,а не на маленьком экранчике лаптопа, на котором я смотрела ее до сих пор,было сильным эмоциональным впечатлением. Многое я увидела по-новому, может быть и из-за того, что некоторые сцены, которые мы знаем, в 1-ом варианте просто "длинее". Дольше и подробнее показан в самом начале пейзаж донецкой степи и позднее панорама Краснодона (в сцене возвращения из неудачной эвакуации). Подробнее показано, как Сережка взобирается на крышу здания, чтобы вывесить флаг. Также сцена праздника в доме Кошевых не попала во 2-ой вариант полностью. Несколько неизвестных мне кадров увидела и в эпизоде, в котором Валя с Сережкой прячутся под мостом. Заметнее стало и рождающееся чувство между Любой и Сергеем Левашовым. Mожно было бы продолжать. То, что я написала, не является ни критикой художественных достоинств (или пороков) фильма Молодая гвардия, ни - тем более - анализом его политико-идеологической основы или пропагандистских целей, в которых он был снят. Не сужу также, "ближе-ли исторической правде о Молодой гвардии" фильм стал после (не добровольно) сделаной режисером переработки. Просто хотелось поделиться с вами впечатлениями от очень эмоционально подействовавшего на меня фильма и удачной актерской работы. Молодому актеру Моргунову (Стахович) удалось показать "отрицательного героя" живым человеком там, где легко было сыграть карикатуру. И я хорошо поняла просьбу мамы Виктора Третьякевича - не показывать фильм в Ворошиловограде в день вручения ей Викторовогo ордена - 16 лет спустя послее его смерти. "
|