Не за что, Лера! Вот ещё статья. Это из "Аргументов и фактов".
http://www.cargobay.ru/news/argumenty_i_fakty/2003/5/14/id_79483.html Жизнь и смерть Александра Фадеева.
13 МАЯ 1956 года в писательский поселок Переделкино под Москвой
приехало огромное количество машин: "скорая", милиция, КГБ.
Застрелился бывший генеральный секретарь Союза писателей Александр
Фадеев, автор романов "Молодая гвардия" и "Разгром". ЦК партии в
некрологе, обошедшем все печатные издания страны, извещал: "Фадеев
в течение многих лет страдал алкоголизмом... В состоянии тяжелой
депрессии, вызванной очередным приступом, Фадеев покончил жизнь
самоубийством". "Это неправда", - рассказал "АиФ" сын писателя
Михаил.
- ВСЕ разговоры о том, что папа был закоренелым алкоголиком и
домой его приводили под руки, - преувеличение. Иногда, во время
творческих неудач и когда он входил в противоречие с собственной
совестью, у него случались запои. Но я его пьяным никогда не видел.
Когда он умер, вскрытие показало - не то что цирроза, но даже
следов алкоголя в его крови не было. За три месяца до смерти он и
капли спиртного в рот не брал.
Александр Твардовский на похороны друга не пришел. Его видели
на кладбище через год. Он, пьяный, рыдал, обняв памятник, и
обвинял в смерти Фадеева его жену, Ангелину Степанову.
- Папу очень любили женщины, и он отвечал им взаимностью, но
обвинять кого-то из них, а уж тем более маму в том, что именно она
не уберегла отца, я никогда бы не стал. Мама действительно была
необычной писательской женой. Она была ведущей актрисой МХАТа и
жила не только семьей, но и своей работой.
Степанова и Фадеев встретились в Париже в 1937 г. Тогда Фадеев
после развода со своей первой женой Валерией Герасимовой
(двоюродной сестрой Сергея Герасимова) встречался с актрисой
Тамарой Адельгейм. Из Парижа он ей писал письма, в которых намечал
их совместное будущее. Но внезапно переписка прервалась - Фадеев
встретил новую любовь.
- После приезда из Парижа они стали жить вместе, и жизнь эта
действительно была непростой. Мама всю себя посвящала театру, и
это, естественно, сказывалось на семейных отношениях. Отцу не
хватало элементарной теплоты. Он прекрасно понимал, что никогда не
сможет изменить женщину, которую любит, поэтому мирился с этим ее
"недостатком". Она же в свою очередь мирилась с его "увлечениями
на стороне".
С женой Михаила Булгакова Фадеев познакомился, когда первый раз
навестил уже тяжело болевшего писателя - 11 ноября 1939 года.
После этого визиты стали довольно частыми.
- Елена Булгакова была своеобразной женщиной. Она действительно
завела роман с моим отцом, но они не очень долго были вместе.
Кроме Булгаковой у отца был роман с Маргаритой Алигер, которая
безумно любила его и родила ему дочь Машу. С Машей я подружился
уже после смерти отца. Она была хорошим человеком, но очень
одиноким, как и сам Фадеев, поэтому тоже свела счеты с жизнью.
Я не знаю, каким образом отец вымолил у мамы прощение, но через
год после рождения Маши, в 1944-м, на свет появился я. И вскоре
они с мамой зарегистрировали свой брак. Мама прощала Фадееву его
измены и никогда о них не напоминала.
Палач или жертва?
ЖЕНА Фадеева никогда не осуждала мужа за его работу. Его
осудили его же коллеги за то, что он вместе с Маршаком и Олешей
одобрил смертный приговор обвиняемым по делу "антисоветского
троцкистского центра". За то, что Ахматову и Пастернака называл
"пошлостью советской литературы" и клеймил их на всех собраниях
Союза писателей.
Говорят, что большинство вернувшихся после реабилитации в
1956-м писателей, считавших Фадеева виновным в репрессиях, не
замедлили выказать ему "свое почтение". Рассказывают, что один из
них прямо с поезда приехал на дачу к Фадееву, плюнул ему в лицо, а
потом пошел домой и повесился.
- Все эти байки сочинены уже после смерти папы. Тот писатель, в
смерти которого обвиняют Фадеева, на самом деле не повесился, а
вскрыл себе вены. И не в 1956-м, а в 1958 году, через два года
после самоубийства папы. Таких легенд о Фадееве до сих пор ходит
очень много.
Про пошлость стихов Ахматовой папа писал, потому что боролся с
"антинародным искусством" и заставлял себя верить, что правда на
стороне партии. С другой стороны, он уже не как генеральный
секретарь, а как человек помогал Ахматовой освободить ее сына из
заключения.
Что касается статей и писем, то их подписывали все - от
Тынянова до Бабеля. Поэтому я думаю, что одна фадеевская роспись в
списке многочисленных подписей ничего не решала.
За несколько часов до смерти Фадеев разговаривал со своей
сестрой. Он говорил: "Они думают, что я могу что-то сделать, а я
ничего не могу".
- Помочь он мог только в очень редких случаях, потому что, как
и все, был подневольным человеком, пешкой в чужой игре. Конечно,
он, как и все, говорил, что безмерно любит Сталина, что положит за
него свою жизнь. Как и все, он боялся за жизнь своей семьи.
Мне рассказывали, как папа впервые не на шутку испугался. Тогда
он был редактором журнала "Красная новь" и в очередной номер отдал
в печать повесть Платонова "Впрок". При этом подчеркнул те строки,
которые могли вызвать нарекания и которые следовало вычеркнуть. В
корректуре подумали, что Фадеев, наоборот, решил выделить эту
мысль, и напечатали подчеркнутый отрывок жирным шрифтом. Сталин
прочитал рассказ и рядом с выделенным текстом подписал: "Сволочь".
Вызвал к себе отца и обругал как только мог. Папа от вождя
вернулся белый как полотно.
Не думаю, что его привел в восторг и приказ Сталина переписать
очень дорогой для него роман - "Молодую гвардию". Вождь народов
сначала не прочитал книгу полностью, но все-таки дал отцу за нее
Сталинскую премию. Через год он посмотрел фильм Герасимова
"Молодая гвардия" и был возмущен, потому что не увидел там
руководящей роли партии. Из хорошего романа отцу пришлось сделать
нечитабельную книгу. Только его семья знает, какими страданиями
ему это далось.
После смерти Сталина и разоблачения культа личности папа
остался в полном одиночестве. От него все отвернулись. Это был уже
не тот Фадеев, который свято верил в правильность партийного
курса. Кто-то очень верно подметил тогдашнее его состояние: "Его
поставили часовым, но только позже он узнал, что возле сортира".
Отец хотел исправить совершенные ошибки и демократизировать
Союз писателей, избавить его от ненужного балласта: "людей
неталантливых, мелких, злопамятных". Но после смерти Фадеева в
Союз напринимали бог знает кого.
В начале осени 1953 года он послал на имя Г. Маленкова и Н.
Хрущева одну за другой три докладные записки о ситуации в Союзе
писателей. Хрущев записки прочитал и полностью отверг критику
партийного курса в отношении советской литературы, а Фадееву
посоветовал лечиться, так как подобные мысли можно объяснить
только "болезненным состоянием". С этого времени Александр Фадеев
был отстранен от руководства Союзом писателей.
Выстрел.
- ПОЧЕМУ-ТО никто из близких не заметил перемен в отце. 13 мая
1956 года был совершенно обыкновенным днем для нас, и отец казался
таким, как всегда. Мы ночевали с ним на втором этаже, и утром я
первым спустился вниз к завтраку. Там уже сидели наша
домработница, дядя Петя, бабушкин брат по маминой линии, и Евгения
Книпович. Папа тоже спустился вниз и предложил мне пойти погулять
- хотел, чтобы я ушел из дома. Шел дождь, и я отказался. Тогда
папа пошел наверх - и вскоре раздался щелчок.
На непонятный звук никто не обратил внимания. Через некоторое
время я пошел звать папу к завтраку, открыл дверь в спальню и
увидел, что папа лежал мертвый на кровати, на его груди
растекалось пятно крови, а в откинутой руке был пистолет. Он
выстрелил себе прямо в сердце. Мама в то время была с театром на
заграничных гастролях. Когда вернулась, на нее было страшно
смотреть.
Александр Фадеев оставил предсмертное письмо. Его никому не
дали прочитать и спрятали в архиве ЦК. Ходили слухи, что в ЦК
приказали письмо уничтожить. Только в 1990-м его напечатали в
партийной газете "Гласность":
"В ЦК КПСС.
13 мая 1956 года.
Переделкино.
Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я
отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным
руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие
кадры литературы - в числе, которое даже не снилось царским
сатрапам, физически истреблены или погибли благодаря преступному
попустительству власть имущих; лучшие люди литературы умерли в
преждевременном возрасте; все остальное, мало-мальски способное
создавать истинные ценности, умерло, не достигнув 40-50 лет...
Литература отдана во власть людей неталантливых, мелких,
злопамятных. Единицы тех, кто сохранил в душе священный огонь,
находятся в положении париев и - по возрасту своему - скоро умрут.
И нет никакого уже стимула в душе, чтобы творить...
Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой
радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на
тебя обрушиваются подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни.
Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят
государством, но в течение уже трех лет, несмотря на мои просьбы,
меня даже не могут принять.
Прошу похоронить меня рядом с матерью моей.
Ал. Фадеев"
- Мой отец был талантливым человеком, но идеологические шоры
помешали ему стать большим писателем. Сегодня о нем почти забыли,
в школьной программе книги Фадеева больше не значатся. Наверное,
чтобы понять масштаб его личности и таланта, должны пройти годы.
Валентина ОБЕРЕМКО.