On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
Лера Григ



Сообщение: 1515
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.08 13:43. Заголовок: Лётчики.


Николай Гастелло.

Николай Францевич Гастелло капитан, командир 2-й авиационной эскадрильи 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Родился 6 мая 1908 года в Москве в семье рабочего. Белорус. Работал слесарем на Муромском паровозостроительном заводе и Государственном механическом заводе строительных машин. В маt 1932 года по специальному набору был призван в ряды РККА. В 1933 году окончил Луганскую военную авиационную школу летчиков. Служил в бомбардировочной авиационной бригаде в Ростове-на-Дону. Воевал на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Участник советско-финлядской войны 1939-1940 годов. В мае 1941 года капитан Гастелло назначен командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка (42-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, ДБА).

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Первый свой боевой вылет совершил 22 июня 1941 года в 5.00. В первые дни войны полк понес большие потери. Оставшиеся летчики и самолеты 24 июня были сведены в две эскадрильи. Капитан Гастелло стал командиром 2-й эскадрильи.

Звание Героя Советского Союза Николаю Францевичу Гастелло присвоено посмертно26 июля 1941 года за наземный таран (который, на самом деле, он и не совершал).

26 июня 1941 года во второй половине дня Гастелло вылетел во главе звена ДБ-3Ф для нанесения удара по немецким войскам в районе Молодечно - Радошковичи, наступающим на Минск. Истребительного прикрытия не было. Наши летчики обнаружили немецкую колонну, двигавшуюся по шоссе. Снизившись до 400 м, они сбросили бомбы на танки и автомобили притивника. После выхода из атаки Гастелло приказал своим ведомым лейтенантам Воробьеву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам направился к другой дороге, проселочной. По ней тоже шла колонна. Снизившись до предельно малой высоты, он прошел вдоль нее. Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя огонь из пулеметов, вывели из строя 12 автомобилей (включая легковые и штабной автобус). Немецкие зенитки открыли по самолету огонь. От попадания зенитного снаряда ДБ-3Ф загорелся. Гастелло повернул на свою территорию. Пожар разгорался все сильнее. Сбить пламя скольжением не удавалось. Гастелло понял, что до своих не дотянуть, и решил направить горящий самолет на расположившуюся в деревне Моцки немецкую воинскую часть. Он развернул над лесом свой самолет, но до деревни не дотянул - самолет упал на опушке леса. Вместе с Гастелло погибли члены экипажа: штурман лейтенант А.А.Бурденюк, стрелок-радист старший сержант А.А.Калинин и стрелок лейтенант Г.Н.Скоробогатый (летчик того же полка, он напросился в боевой вылет вместо штатного стрелка). Все они посмертно награждены орденом Отечественной войны 1 степени.

Взрыв видели ведомые, когда подлетали к Радошковичам (довольно крупному населенному пункту, нанесенному на карту) и в донесении привязали к нему бой. Долгое время считалось, что экипаж капитана Гастелло погиб, совершая таран вражеской колонны на шоссе Молодечно - Радошковичи. На этом месте был даже установлен ему памятник. Спустя много лет после войны выяснилось, что там погиб другой экипаж 207 дбап - командира 1 эскадрильи капитана А.С.Маслова (в 1996 году все члены экипажа удостоены звания Героя России).

Приказом министра обороны СССР капитан Н.Ф.Гастелло навечно зачислен в списки одного из авиационных полков. Памятники ему были установлены в Москве, Минске, в пгт Радошковичи Молодечненского района Минской области и на территории Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов. На здании московской школы ¦270, в которой он учился, установлена мемориальная доска. Его именем назывались колхозы, совхозы, фабрики, заводы, улицы, пионерские дружины, шахта ¦30 в городе Кизел Пермской области, теплоход.


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 12 [только новые]


Лера Григ



Сообщение: 1516
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.08 13:48. Заголовок: Фирсов Илья Петрович..


Фирсов Илья Петрович.

Родился в семье крестьянина. Русский. Окончил среднюю школу. Работал в колхозе, а затем на стройках в городе Орске.

В РККА с 1927 г. Окончил школу младших авиационных специалистов, служил авиатехником. Член ВКП(б) в 1931 г. Окончил 3-ю военную школу летчиков и летнабов в г. Оренбурге. Служил в бомбардировочной авиации. Был командиром звена, а затем командиром эскадрильи.

Участвовал в советско-финской войне. Был командиром эскадрильи 80-го сбап 10-й сбаб ВВС 9-й армии. К марту 1940 г. совершил 91 боевой вылет на бомбардировку войск противника, его оборонительных сооружений и аэродромов, нанеся врагу большой урон.

«20 февраля возвращаясь с бомбежки, Фирсов заметил железнодорожный состав с боеприпасами, двигавшийся к станции Нурмес.

- Быстрее заправьте самолет, загрузите бомбами, - приказал командир, приземлившись на свой аэродром.

- Но уже темно, ничего не видно, - сомневались авиамеханики.

- Увижу, разыщу, - последовал ответ.

Фирсов разыскал цель. Не один, а три состава атаковал.

Утром воздушный разведчик сфотографировал станцию. По снимкам можно было определить, что бомбардировщик уничтожил свыше 40 вагонов и паровоз. В последующую ночь майор Фирсов атаковал автоколонну белофиннов по дороге на Кухмониен, уничтожив до 30 автомашин».

«Гремели вражеские зенитки, рвались снаряды, пули не раз пробивали фюзеляж и плоскости самолетов, но летчики спокойно сбрасывали свой смертоносный груз, взмывали вверх и уходили... Недавно летчики Фирсова нащупали вражескую батарею, занимавшую неприметную позицию в лесу. Желая обмануть летчиков, белофинны выложили наш опознавательный знак... Батарея, после двукратной бомбежки, прекратила свое существование». Так писала газета «Героический поход» 29.02.40 г. об Илье Петровиче Фирсове.

Эскадрилья Фирсова провела большую работу по бомбометанию и оказанию помощи блокированной 54-й стрелковой дивизии, в сопровождении истребителей громила укрепленные позиции врага, батареи, аэродромы и склады, расчищала путь пехоте и артиллерии.

За короткий срок эскадрилья совершила 660 боевых вылетов, в т.ч. 20 ночных в трудных метеорологических условиях. Командир эскадрильи майор Фирсов ежедневно сам совершал по 5–6 вылетов[2].

21.03.40 г майору Фирсову Илье Петровичу было присвоено звание Герой Советского Союза.

В 1940 г. поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 г. Командовал бомбардировочным авиаполком, а затем дивизией на Западном фронте.

14.08.43 г. при выполнении боевого задания самолет полковника Фирсова был сбит над территорией противника.

Именем Героя названа улица в селе Нижний Мамон.


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Лера Григ



Сообщение: 1517
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.08 13:52. Заголовок: Крюков Николай Роди..


Крюков Николай

Родился в семье крестьянина. Русский. Окончив семилетку. Батрачил на селе.

В РККА с 1929 г. В 1933 г. окончил 2-ю военную школу летчиков Красного Воздушного Флота в Борисоглебске.

Член ВКП(б) с 1937 г.

Участвовал в национально-освободительной войне в Китае в 1937-38 гг. Был награжден орденом «Знак Почета».

Участвовал в советско-финской войне.

Участвовал в Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Был командиром эскадрильи 53-го дальнебомбардировочного авиаполка 40-й дальнебомбардировочной авиадивизии.

В первых числах июля, вражеские зенитки обстреляли дальний бомбардировщик Крюкова, вылетевший на разведку прифронтовой полосы. Один снаряд разорвался вблизи штурманской кабины, осколками ранило штурмана капитана Муратбекова. Крюков взял курс на свой аэродром, но тут налетели два «мессершмитта» и подожгли правый мотор.

Пламя разгоралось быстро, охватывая крыло. Могла вскоре вспыхнуть и вся машина. Экипажу следовало бы выброситься на парашютах - ведь внизу своя территория, но раненый штурман не мог этого сделать. И летчик, рискуя жизнью, повел горящий ДБ-3ф вперед. К счастью, поблизости оказался прифронтовой аэродром, и Крюков пошел на посадку. При ударе о землю отвалился правый мотор, самолет развернуло. Летчик и стрелки быстро соскочили на траву и вытащили из уже охваченной пламенем штурманской кабины капитана Муратбекова.

В ночь с 7 на 8.08.41 г. дальние бомбардировщики ДБ-3ф из состава авиагруппы особого назначения ВВС Балтийского флота, базировавшийся на острове Сааремаа, совершили успешный воздушный налет на Берлин.

Для наращивания ударов по Берлину Ставка ВГК приняла решение усилить авиагруппу морской авиации армейскими дальними бомбардировщиками.

9.08.41 г. инженерные батальоны Береговой обороны Балтийского района при помощи местного населения к вечеру закончили на Сааремаа строительство второго аэродрома в Асте.

К сожалению, руководство ВВС Красной Армии, отнеслось к выполнению важнейшего поручения формально. Поэтому усиление ударной группировки оказалось чисто номинальным.

Идея нанесения бомбардировочного удара по Берлину принадлежала морякам. Более того, они уже нанесли его, и в этом опередив армейцев. Вот почему лучшие силы дальнебомбардировочной авиации под личным контролем командующего ВВС Красной Армии генерал-лейтенанта авиации Жигарева готовились самостоятельно ударить по логову фашистского зверя, а на Моонзунд были отправлены самолеты с изношенными моторами или неопытными экипажами.

Жигарев, бездарно потерявший в первые два месяца войны цвет дальнебомбардировочной авиации, выполнявшей несвойственные ей задачи днем без истребительного прикрытия, возлагал большие надежды на свежую 81-ю дальнебомбардировочную авиадивизию, оснащенную новейшими дальними бомбардировщиками ТБ-7 (Пе-8) и Ер-2.

Однако, из-за большой убыли опытного летного состава дальней авиации, на обучение которого в отличие от истребительной авиации требуются годы, ее экипажи были укомплектованы запасниками - летчиками Гражданского Воздушного Флота. Прекрасные пилоты и штурманы, они, увы, практически не имели военной подготовки, строем никогда не ходили и, тем более, не летали. Об армейской службе, штабной и боевой работе они внятного представления также не имели.

В итоге по различным причинам, в основном из-за никуда негодной организации, массированного удара не получилось. Подняться в небо смогло лишь десять кораблей 81-й дбад, до цели дошли шесть, а на свои аэродромы вернулось только два. Не вернулся с боевого задания и командир дивизии Герой Советского Союза комбриг Водопьянов.

Лишь благодаря своему огромному опыту и исключительному мастерству, ему удалось посадить тяжело поврежденную машину на лес. Им повезло дважды, т.к. вынужденную посадку они совершили на территории уже оставленной советскими войсками и едва не попали в лапы фашистов.

Уязвленные амбиции командующего ВВС Красной Армии генерал-лейтенанта авиации Жигарева, не сумевшего или не пожелавшего наладить сотрудничество с ВВС Военно-Морского Флота, сыграло с ним плохую шутку.

Армейская авиагруппа была сформирована из подразделений разных частей, даже не из одного соединения. В нее входили экипажи ДБ-3ф из 40-й дбад под командованием заместителя командира 200-го дальнебомбардировочного полка по летной подготовке майора Щелкунова и эскадрилья 22-го дбап под командованием капитана Тихонова, спешно переброшенная с Дальнего Востока. Летчики и штурманы разных экипажей не знали друг друга и вместе не летали.

10.08.41 г. они прибыли в Асте.

По опыту авиагруппы Преображенского, самолеты по подготовленным рулежным дорожкам подогнали вплотную к хуторским постройкам и укрыли сверху маскировочными сетями. Из Кагула прибыла аэродромная команда краснофлотцев и помогла экипажам армейских самолетов надежно укрыть ДБ-3ф.

К вечеру работа была закончена. С «чаек», поднявшихся в воздух, поступил доклад, что аэродром Асте совершенно пуст, признаков базирования самолетов незаметно.

Увы, вместо обещанных двадцати бомбардировщиков командующий ВВС Красной Армии выделил лишь пятнадцать. Восемь в группе Щелкунова и семь в эскадрилье Тихонова. Добрались до Сааремаа только двенадцать - два самолета остались для замены двигателей, а один при перелете был сбит над Финским заливом. Еще два самолета, прилетевших в Асте, требовали ремонта. Практически на выполнение боевой задачи могли пойти только десять экипажей.

Двигатели дальних бомбардировщиков армейской авиагруппы, несмотря на форсаж, имели пониженную мощность из-за длительной эксплуатации и частых ремонтов. Кроме того, некоторые ДБ-3ф, прибывшие из 40-й дбад уже выработали свои моторесурсы.

Летчики и штурманы группы Щелкунова имели боевой опыт. Уже на второй день войны они в составе полка бомбили Кенигсберг. Затем принимали участие в налетах на вражеские аэродромы и промышленные объекты. А эскадрилья Тихонова в боях участия не принимала, хотя и имела некоторый опыт учебных полетов над морем на Дальнем Востоке.

10.08.41 г. в Асте приехал генерал-лейтенант авиации Жаворонков. В штабной землянке он собрал летчиков и штурманов армейской авиагруппы особого назначения и поставил им боевую задачу на бомбардировку Берлина. Уточнил порядок следования над морем и территорией врага. В первом вылете каждое звено армейцев должны были лидировать летчики авиагруппы Преображенского.

К вылету были готовы эскадрилья Тихонова и три ДБ-3ф из группы Щелкунова: экипажи майора Щелкунова, капитана Крюкова и старшего лейтенанта Семенова.

Отремонтировать остальные самолеты пока не удалось.

Время вылета было передвинуто на час раньше, чтобы обмануть немецкие бомбардировщики. Взлетали звеньями, с интервалом пятнадцать минут. Поднялись все самолеты в Кагуле и Асте. Над морем они сомкнулись в строй и взяли курс на Берлин.

Уловка помогла. Ju.88 и Bf.110 отбомбились по пустым стоянкам. Была уничтожена одна «чайка» из состава 12-й отдельной истребительной авиационной Краснознаменной эскадрильи, несколько человек ранено и подожжено три хутора.

В районе Штеттина советские бомбардировщики разошлись и дальше к цели следовали по отдельности. В эту ночь столица III-го рейха получила дополнительную порцию фугасных и зажигательных авиабомб от армейских летчиков.

15.08.41 г. участвовал во втором налете армейской авиагруппы на Берлин.

Вскоре он был вынужден улететь на Большую землю для замены своих вконец изношенных двигателей.

16.09.41 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Крюкову Николаю Васильевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 535.

Похоронен в станице Дагестанская Майкопского района Краснодарского края.


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Лера Григ



Сообщение: 1518
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.08 13:58. Заголовок: Кударь Пётр Сергееви..


Кударь Пётр Сергеевич.

Родился в семье крестьянина. Украинец. В 1934 г. окончил Бердянский индустриальный техникум, работал техником.

В РККА с 1935 г. В 1938 г. окончил Чугуевское военно-авиационное училище летчиков.

Участвовал в Великой Отечественной войне с августа 1941 г. Был командиром эскадрильи 249-го истребительного авиаполка 44-й истребительной авиадивизии ВВС 6-й армия Юго-Западного фронта.

22.08.41 г. совершил первый боевой вылет.

11.10.41 г. группой в 5 самолетов штурмовал мотопехоту и артиллерию противника на марше. Несмотря на интенсивный огонь зенитных средств врага, четырьмя прямыми попаданиями бомб лично уничтожил 6 автомашин, до 40 человек пехоты, вывел из строя 2 орудия полевой артиллерии и произвел всей группой 4-5 атак по скоплению пехоты противника в районе Сахновщина, в результате пулеметным огнем было уничтожено до 350 солдат и офицеров. В дальнейшем, умело маневрируя, вывел эскадрилью из сферы заградительного огня и привел ее на свой аэродром без потерь.

К ноябрю 1941 г. лейтенант Кударь совершил 155 боевых вылетов, из них 90 - на штурмовку наземных войск противника, 4 - на сопровождение своих самолетов, 5 - на разведку, 56 - на патрулирование. Уничтожил лично 12 танков, 150 автомашин с грузом и солдатами, до 800 человек пехоты, вывел из строя до 5 артиллерийских орудий и до 80 конных подвод.

За два месяца боев эскадрилья Кударя совершила 431 боевой вылет и уничтожила 730 автомашин, 4670 солдат и офицеров противника, 603 повозки, 17 танков, 24 орудия полевой и зенитной артиллерии. За успешные боевые действия по разгрому противника весь летный состав эскадрильи был представлен к правительственным наградам и получил денежное вознаграждение в размере от 6500 до 11500 рублей.

30.10.41 г. погиб при выполнении боевого задания.

20.11.41 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство лейтенанту Кударю Петру Сергеевичу было присвоено звание Герой Советского Союза (посмертно).

В городе Сватово Ворошиловградской области установлен памятник, а в Новоалексеевке - бюст Героя.


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Лескиса



Сообщение: 159
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.08 14:08. Заголовок: Макарова Татьяна Пет..


Макарова Татьяна Петровна

Родилась 25 Сентября 1920 года в Москве, в семье служащего. Окончила 7 классов средней школы № 12, Московский механико - технологический техникум пищевой промышленности ( в 1939 году ), аэроклуб. Работала лётчиком - инструктором.

В рядах Красной Армии с осени 1941 года. Окончила курсы при авиационной школе пилотов в городе Энгельс в 1942 году. Участница боёв за Донбасс и Северный Кавказ, Таманский и Крымский полуостров, в Белоруссии и Восточной Пруссии, освобождении Польши.

Командир звена 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка ( 325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт ) Гвардии лейтенант Т. П. Макарова совершила 628 ночных боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника, сбросила 96 тонн бомбового груза, 300 тысяч листовок, уничтожила 2 переправы, 2 зенитные точки, 2 склада с боеприпасами. В ночь на 25 Августа 1944 года погибла вместе с Верой Белик. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.
* * *

С детства мечтала Таня Макарова о специальности лётчика. Её всегда привлекали полёты, прыжки с парашютом. И хотя отец всячески противился желанию дочери, Таня, поступив в бродильно - кондитерский техникум, начала заниматься в аэроклубе. 19 лет она получила звание пилота гражданской авиации и стала с увлечением передавать свои знания молодым курсантам.

В начале 1941 года аэроклуб был реорганизован в военную лётную школу. Таня стала военным лётчиком. Она выбрала нелёгкую профессию, но уже научилась преодолевать трудности.

У неё было далеко не беззаботное детство. Она родилась в 1920 году в Москве в простой рабочей семье. Её отец, инвалид Первой Мировой войны, работал почтальоном. Он часто болел, и в такие дни Таня видела свою мать печальной. Но живой и деятельный характер спасал Таню от уныния. Её звали "непоседой" и очень любили за то оживление, которое она всегда вносила в круг своих сверстников.

Когда разразилась Великая Отечественная война, Таня со всей страстностью сильной натуры встала на защиту своей Родины. Она была зачислена в авиационный полк, получивший впоследствии наименование 46-го Гвардейского Краснознамённого Таманского.

...588-й ночной бомбардировочный авиационный полк прилетел на Южный фронт в конце Мая 1942 года и влился в состав 218-й авиадивизии.

История мировой авиации ещё не знала подобной боевой единицы: весь личный состав полка - от командира до механика по вооружению - состоял из женщин. И летали они на легкокрылых У-2. В решении первого партийно - комсомольского собрания женского полка, проведённого на фронте, значился всего один пункт: "По боевым вылетам добиться 1-го места в дивизии". А ведь в других полках женщин не было вовсе - только мужчины, которые воевали храбро, умело. Девушки знали об этом. И всё - таки решили доказать, что могут громить врага не хуже.

- Вот тебе и небесные амазонки, - улыбнулся комиссар дивизии А. С. Горбунов. - Бросили перчатку мужчинам...

Как потом выяснилось, одним из инициаторов смелого предложения была Татьяна Макарова. Она с первых дней завоевала авторитет среди подруг. Озорная и непоседливая на земле, в воздухе Татьяна преображалась - становилась спокойной, расчётливой. Боевые подруги это почувствовали в первых же боевых вылетах. Почувствовали и беспредельно поверили в её мастерство. Для штурманов полёт в составе экипажа Макаровой считался честью.

Первый ночной массированный удар женский полк наносил по живой силе противника с аэродрома "Труд Горняка", что в Донбассе. Взлетели с интервалом в 3 минуты. Под плоскостями каждой машины около 200 килограммов бомб. Не так уж много, но и не мало. Во всяком случае, если все их сбросить точно на цель, то этого достаточно, чтобы, к примеру, пустить под откос вражеский эшелон или вывести из строя артиллерийскую батарею. Кроме того, в кабине штурмана находились осветительные бомбы. Их бросали для подсветки цели.

Ровно гудел мотор У-2. Высота 900 метров. Внизу непроглядная темень. По расчёту времени под крылом вот - вот должна проплыть линия фронта, но пока ничего не было видно.

- Приготовиться, - предупредила Татьяна.

- Есть приготовиться, - ответила штурман, вглядываясь в притихшую землю.

Она должна засекать огневые точки противника. Но тот пока молчал. Не появились прожекторы и в районе цели.

- Бросай САБы ! - скомандовала Макарова.

Яркий свет залил траншеи противника. И тут же по ним последовал бомбовый удар.

- Поздравляю, командир, с первым боевым !

- Тебя, подруга, тоже...

А потом был тяжкий путь отступления. С боями отходили до предгорий Кавказа. Постоянно меняли место дислокации. Тяготы и лишения, гибель боевых подруг не сломили духа патриоток. Коллектив полка сплотился, дисциплина окрепла.

- Вы доказали, что можете воевать в общем строю, - отметил на очередном собрании комиссар А. С. Горбунов.

Было это на аэродроме близ станицы Ассиновской. Отступление кончилось.

"Ни шагу назад ! Грудью отстоять города Орджоникидзе и Грозный. Не допустить фашистов к нефтяным богатствам нашей Родины !" - такая задача стояла перед советскими войсками.

Экипажи женского полка летали много, каждую ночь. Уничтожали живую силу и технику, узлы связи и штабы, переправы противника. Задания выполнять приходилось в условиях исключительно сильного противодействия зенитной артиллерии и частого ослепления экипажей светом прожекторов. Вот когда в полной мере появилось святое солдатское правило: сам погибай, а товарища выручай.

- Над Моздоком, - вспоминала ветеран полка Герой Советского Союза М. П. Чечнёва, - экипаж Тани попал под ураганный огонь противника. Вырваться из света прожекторов не удалось. Девушек выручила командир эскадрильи Серафима Амосова. Рискуя врезаться в землю, она спикировала на вражеские прожекторные установки. Взрывной волной самолёт Амосовой сильно подбросило, и лётчица едва не потеряла управление. Но свет на земле погас, и это спасло экипаж Макаровой... Не жалели себя и другие. В том же вылете Амосова сама попала в цепкие щупальца прожекторов. Гибель казалась неизбежной, но чуть в стороне вспыхнула светящая бомба: это кто - то из экипажей отвлёк внимание прожектористов на себя...

В период штурмовых ночей в районе Моздока в полку развернулось соревнование за точный выход на цели, за снайперское поражение их. Экипаж Макаровой неизменно добивался успеха. Это он разбомбил железнодорожный эшелон под Моздоком, на станции Прохладная уничтожил склад с боеприпасами, в Дигоре нанёс ощутимый удар по вражеской колонне. Но самым памятным стал вылет на бомбардировку переправы через Терек.

При подходе к цели девушки заметили У-2, схваченный лучами прожектора. К нему с земли тянулись пунктиры пулемётных трасс. Макарова без промедления ринулась на выручку подруги. Но вряд ли могла успеть: У-2 находился слишком далеко. Лётчице помогла штурман. Она сбросила светящую бомбу. Лучи вражеских прожекторов метнулись в сторону самолёта Макаровой. Вокруг возникали огненно - красные шары взрывов.

Подруги были спасены. Тане удалось избежать захвата лучами прожекторов, но вражеский снаряд всё же продырявил правую плоскость.

Время, кажется, остановилось. Кругом было светло как днём от сполохов бомбовых взрывов, серебристых лучей прожекторов. Самолёт вышел на боевой курс.

- Готово ! - доложила штурман и через несколько секунд крикнула: - Бомбы рванули на переправе !..

Макарова не успела ответить. Самолёт, вздрогнув от второго прямого попадания зенитного снаряда, стал падать. Татьяна потянула ручку управления на себя, ещё чуть... Кажется, пронесло... Мужественной лётчице удалось спасти и экипаж и машину.
Т.П.Макарова

27 Сентября 1942 года командующий 4-й Воздушной армией Генерал К. А. Вершинин вручил Макаровой первую правительственную награду - орден Красного Знамени. В тот день боевые награды получили и другие лётчицы, штурманы и техники полка.

3 Января 1943 года войска Северной группы Закавказского фронта перешли в наступление. Через каждые 2 - 3 дня полк менял аэродром. Когда прилетели в Солдатско - Александровскую, где базировались при отходе, жители станицы встретили девушек как родных дочерей. Здесь, на этом аэродроме, вскоре был зачитан приказ о переименовании 588-го ночного бомбардировочного авиационного полка в 46-й Гвардейский.

Освобождение Ставрополья. Бои в небе Кубани, Малой земли. Участие в прорыве "Голубой линии"... Вылеты, вылеты, вылеты, по 6 - 8 за ночь. Огромная физическая и психическая нагрузка. Экипаж Татьяны был по - прежнему в числе лучших. Сколько раз подстерегала его гибель в огненном небе войны, но отступала перед мужеством и мастерством девушек !

- В период Новороссийской операции, - вспоминала бывший штурман полка Герой Советского Союза Л. Н. Литвинова ( Розанова ), - полк получил задачу уничтожить вражеский опорный пункт. Такую цель найти с воздуха в ночной темноте очень трудно. Причём она была с трёх сторон окружена нашими войсками. Несколько дней и ночей там шли упорные, кровопролитные бои. Каждая атака наших моряков и пехотинцев подавлялась кинжальным огнём вражеского дзота. На помощь наземным войскам послали нас. Для выполнения этой ответственной и сложной задачи были выделены 8 лучших экипажей, в том числе и экипаж Макаровой.

И вот полёт начался. Ночь. Ни единого светлого пятнышка. Первый экипаж подходил к цели. Включились вражеские прожекторы. Замелькали вспышки зенитных разрывов. Над целью повисла светящая бомба. Штурманы всматривались вниз. Там вдруг появились зелёные огоньки, обозначили полукольцом позицию наших войск. Тёмная площадка посредине - тот пятачок, где находились фашисты. Теперь, штурман, смотри в оба ! Чуть промажешь - и бомбы ухнут по своим. Гвардейцы - штурманы Таня Сумарокова, Катя Рябова, Вера Белик, Мери Авидзба, Лида Лошманова, Галя Беспалова, Женя Гламоздина и Нина Данилова блестяще справились с трудным заданием. С высоты 300 - 400 метров они точно поразили малоразмерную цель. Утром в полк пришла телеграмма: "Благодарим братишек за поддержку". Морякам было невдомёк, что овладеть опорным пунктом врага им помогли сестрички. За активное участие в освобождении Тамани нашему полку было присвоено почётное наименование Таманского...

Затем были освобождение Феодосии, бомбовые удары по позициям врага на Сапун - горе, Малаховом кургане, в центре и на окраинах Севастополя...

После освобождения Крыма полк перебазировался в Белоруссию. Условия ориентировки резко изменились. Равнинная местность и огромные леса с болотами почти не имели ориентиров. Мешали полётам и частые дожди. В ненастные дни девушки, коротая время, пели песни. Запевалой была Татьяна Макарова.

К тому времени она уже стала командиром звена, опытным воздушным бойцом, способным выполнять самые ответственные задания. У неё появились ученики и последователи. Её звено произвело более 2000 вылетов. Искусно маневрируя в полосе вражеского обстрела, лётчицы всякий раз прорывались к намеченной цели. Не было случая, чтобы они возвращались, не выполнив боевого задания. Но наиболее ответственные задания поручали её экипажу. Чтобы обеспечить точное попадание в цель смертоносного груза, она нередко снижалась до 100 - 150 метров. Это было очень опасно, но Таня не щадила себя. Иногда за ночь ей приходилось делать по 8 - 9 вылетов, и никогда никто не слышал от неё жалоб на усталость. В 1944 году на её груди появился второй орден Красного Знамени, затем орден Отечественной войны 1-й степени.

Таня Макарова была активной участницей разгрома немецких войск на Северном Кавказе, на Кубани, на Таманском и Крымском полуостровах, в Белоруссии и Восточной Пруссии. Она всегда сражалась там, где шли самые упорные, кровопролитные бои. Так было и в районе большого села Новосады.

...В окрестных лесах, неподалёку от большого села Новосады, прятались уцелевшие от разгрома немецкие солдаты. Многие из них, объединившись в группы, пытались выйти из окружения, нападали на наши гарнизоны. Однажды завязался такой бой и в районе аэродрома. Прибежавший из батальона аэродромного обслуживания связной попросил у лётчиков помощи. На дневную бомбардировку полетели экипажи Серафимы Амосовой, Дины Никулиной, Екатерины Пискарёвой, Раисы Ароновой, Татьяны Макаровой и Ирины Себровой. Повторного вылета не потребовалось: враг выбросил белый флаг, более 200 солдат сдались в плен.

Вскоре советские войска вступили на территорию Польши. В Августе 1944 года стремительное наступление Советской Армии сменилось временным затишьем. На 2-м Белорусском фронте шли бои местного значения. Но для лётчиков это было очень трудное и сложное время - летали каждую ночь.
Т.П.Макарова

В ночь на 25 Августа 1944 года Татьяна Макарова и её штурман Вера Велик вылетели на боевое задание в районе Остроленки. После первых же сброшенных бомб включились вражеские прожекторы, заговорили зенитки. Мужественные патриотки сумели обмануть врага и нанесли точный удар. Когда они уже возвращались на свой аэродром, неожиданно в 5 км северо - западнее города Замбров их атаковал вражеский истребитель. Бомбардировщик загорелся и стал падать... Лётчицы сгорели вместе с самолётом, поскольку летели без парашютов ( в полку это было довольно распространённым явлением: вместо парашютов брали дополнительный бомбовой груз ).

Дважды в год - 2 Мая и 8 Ноября - ветераны 46-го Гвардейского Таманского полка встречаются в сквере у Большого театра в Москве. И каждый раз они первым среди имен погибших боевых подруг называют имя Татьяны Макаровой, славной дочери города - героя Москвы. Болотная улица в Москве, где в доме № 16 жила Татьяна Макарова, с 1960 года носит её имя. Некоторые письма Героини хранятся в архиве ЦК ВЛКСМ.


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Наталья Захарова
постоянный участник


Сообщение: 378
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.08 14:28. Заголовок: В первом посте речь ..


В первом посте речь шла о подвиге Гастелло-Маслова, хочется добавить

Посмотрите, с какой зеркальной точностью приняли смерть два друга. Оба отбомбились, отстрелялись, оба могли попытаться спастись, но пошли на таран. Оба промахнулись: перелет — недолет. У каждого в экипаже по одному человеку пытались спастись.
И у обоих с разницей в 55 лет с одинаковым нарушением Указы о награде опережали ходатайства.
Есть и разница. В экипаже Маслова звание Героя в 1996 году получили все.
В экипаже Гастелло звание Героя получил один Гастелло.


Только у нас в стране за одинаковую гибель четверых в одном бою дают разные награды в разное время.
Только у нас возможно, чтобы, сохраняя легенду о главном Герое войны, официальные власти не пошевелили пальцем для поисков его останков. А установленные останки другого Героя тревожили трижды, перетаскивая с места на место.


Д.Ж.

"...ни об одном
историческом событии мы не знаем всего, до конца. Всех пережитых чувств.
Всей правды..."
Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Люба Шерстюк



Сообщение: 798
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.08 14:43. Заголовок: Не страна, а сплошно..


Не страна, а сплошное недоразумение...

Люди! Я любил Вас! Будьте бдительны! Юлиус Фучик Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Лера Григ



Сообщение: 1519
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.08 15:25. Заголовок: Наташа Захарова пише..


Наташа Захарова пишет:

"Только у нас в стране за одинаковую гибель четверых в одном бою дают разные награды в разное время."

Это же самое можно сказать и о молодогвардейцах и других героях!

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Люба Шерстюк



Сообщение: 801
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.08 15:32. Заголовок: Вот я и говорю - не ..


Вот я и говорю - не страна, а сплошное недоразумение!

Люди! Я любил Вас! Будьте бдительны! Юлиус Фучик Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Наталья Захарова
постоянный участник


Сообщение: 379
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.08 15:36. Заголовок: Лера, конечно можно...


Лера, конечно можно. Но именно этот подвиг смущает больше всего. Потому что люди в совершенно одинаковых условиях, по всеобщей договоренности и согласию шли на таран, лишая себя жизни, потому что по-другому, видимо, нельзя поступить, а награды получают разные.
Молодогвардейцам тоже за одинаковую гибель давали разные награды, но здесь, может, комиссия как-то, только ей известным способом учитывала, заслуги того или иного на оккупированной территории, в подполье. А может и нет, жребий бросала

"...ни об одном
историческом событии мы не знаем всего, до конца. Всех пережитых чувств.
Всей правды..."
Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Лера Григ



Сообщение: 1533
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.08 16:53. Заголовок: Согласна, Наташа. У..


Согласна, Наташа.
У нас никогда не было справедливости! Людей за людей не считали. Просто имена (да и то не всегда).
А с лётчиками - вероятно, кто был командиром экипажа, тот и награду получил. Шибко-то не разбирались.


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Люба Шерстюк



Сообщение: 813
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.09.08 02:04. Заголовок: Очень плохо, что не ..


Очень плохо, что не разбирались...

Люди! Я любил Вас! Будьте бдительны! Юлиус Фучик Спасибо: 0 
Профиль Ответить
ромашка
постоянный участник


Сообщение: 218
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.08 22:22. Заголовок: спасибо очень интере..


спасибо очень интересно!

"И не в шурф их бросали,а в наши сердца!" Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 24
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет